ОБЪЕМЫ ВВОЗА И ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ В МИРОВЫХ ЦЕНАХ В СРАВНЕНИИ С ВНУТРИСОЮЗНЫМИ ЦЕНАМИ ПО РЕСПУБЛИКАМ в 1989 г.
(в мировых ценах — миллиардов инвалютных рублей; во внутрисоюзных ценах — миллиардов рублей)
| Ввоз (включая импорт) | Вывоз (включая экспорт) | Сальдо (превышение ввоза над вывозом (-), вывоза над ввозом (+) |
| во внутри- союзных ценах | в мировых ценах | во внутри- союзных ценах | в мировых ценах | во внутри- союзных ценах | в мировых ценах |
РСФСР | 144,27 | 108,91 | 109,81 | 141,02 | -34,66 | +32,11 |
Украина | 54,54 | 52,79 | 48,06 | 47,73 | -6,48 | -5,06 |
Белорусская ССР | 19,35 | 20,24 | 20,30 | 18,75 | +0,95 | -1,49 |
Республика Узбекистан | 14,18 | 12,33 | 10,17 | 7,79 | -3,99 | -4,54 |
Казахская ССР | 17,57 | 16,56 | 9,09 | 9,38 | -8,48 | -7,18 |
Республика Грузия | 6,47 | 5,49 | 6,09 | 3,40 | -0,38 | -2,09 |
Азербайджанская Республика | 5,19 | 4,45 | 7,12 | 5,00 | +1,93 | +0,55 |
Литовская Республика | 7,35 | 8,16 | 6,33 | 4,84 | -1,02 | -3,32 |
Республика Молдова | 6,61 | 5,91 | 5,46 | 2,79 | -1,15 | -3,12 |
Латвийская Республика | 6,03 | 5,68 | 5,41 | 4,42 | -0,62 | -1,26 |
Республика Кыргызстан | 4,29 | 3,68 | 2,60 | 2,18 | -1,69 | -1,50 |
Республика Таджикистан | 3,93 | 3,38 | 2,53 | 1,81 | -1,40 | -1,57 |
Республика Армения | 4,90 | 3,71 | 3,69 | 2,36 | -1,21 | -1,35 |
Туркменская ССР | 3,33 | 2,86 | 2,66 | 2,60 | -0,67 | -0,26 |
Эстонская Республика | 3,82 | 3,49 | 3,12 | 2,09 | -0,70 | -1,40 |
Приведенные данные показывают, что для десяти республик (Белорусская ССР, Республика Узбекистан, Республика Грузия, Азербайджанская Республика, Литовская Республика, Республика Молдова, Латвийская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения и Эстонская Республика) цены мирового рынка менее благоприятны, чем внутрисоюзные цены. Продукция легкой и пищевой промышленности на мировом рынке относительно дешевле, чем на союзном, а нефтепродукты, газ, черные и цветные металлы, многие виды оборудования на мировом рынке ценятся относительно дороже, чем внутри страны. Многие республики фактически получают выигрыш, ввозя сырьевые ресурсы из других республик в основном по более низким ценам, чем мировые, и вывозя продукцию легкой и пищевой промышленности по более высоким ценам.
Но не все цены мирового рынка можно перенести в условия народного хозяйства СССР, особенно на те виды товаров, которые произведены из сельскохозяйственного сырья. Например, никто не будет продавать мясо на всесоюзном рынке по цене 1-1,5 рубля за килограмм, как на мировом рынке.
Объемы ввоза и вывоза продукции во внутрисоюзных ценах показаны в национальной валюте, а в мировых ценах — в инвалюте. В связи с этим сопоставление их между собой, которое приводится ниже, носит чисто аналитический и условный характер. Сальдо ввоза и вывоза продукции в ценах мирового рынка ухудшилось бы в Республике Армения на 0,14 млрд. руб., в Республике Таджикистан — на 0,17, в Эстонской Республике — на 0,70, в Латвийской Республике — на 0,64, в Республике Узбекистан — на 0,55, в Республике Молдова — на 1,97, в Азербайджанской Республике — на 1,38, в Республике Грузия — на 1,71, в Литовской Республике — на 2,30 и в Белорусской ССР — на 2,44 млрд. руб.
В пяти республиках в мировых ценах по сравнению с внутрисоюзными улучшается сальдо ввоза и вывоза продукции: в РСФСР — на 66,77 мпрд. руб., на Украине — на 1,42, в Казахской ССР — на 1,30, в Республике Кыргызстан — на 0,19 и в Туркменской ССР — на 0,41 млрд. руб. Наибольший выигрыш получила бы РСФСР, в которой положительное сальдо товарообмена составило бы 32,1 млрд. инвалютных руб. Резкое улучшение сальдо ввоза и вывоза в РСФСР произошло бы в основном за счет вывоза более дорогих на мировом рынке продуктов нефтегазовой промышленности — на 23,8 млрд. руб., машин и оборудования — на 11,2 млрд. руб., а также ввоза более дешевых товаров легкой промышленности — на 14,5 млрд. руб., продукции пищевой промышленности — на 12,4, сельскохозяйственных продуктов — на 4,6 млрд. руб.
Приводимые сопоставления объемов ввоза и вывоза продукции во внутрисоюзных и мировых ценах не следует понимать как выражение меры эквивалентности товарообмена между республиками в силу вышеуказанного предположения, что не все цены мирового рынка следует слепо переносить в условия народного хозяйства СССР, а также из-за применения разных валют.
Источник: Народное хозяйство СССР в 1990 г., М., Финансы и статистика, 1991, стр. 642-643.
Сальдо межреспубликанского и внешнеэкономического товарообмена в мировых ценах в 1988 г. (млрд. руб.)
читать дальше
Республика | Межресп. обмен | Внешнеэк. обмен | Всего |
Россия | +23,88 | +6,96 | +30,84 |
Украина | -1,57 | -1,32 | -2,89 |
Казахстан | -5,94 | -0,64 | -6,58 |
Белоруссия | -1,59 | -0,46 | -2,05 |
Узбекистан | -2,63 | +0,09 | -2,54 |
Азербайджан | -0,24 | -0,21 | -0,45 |
Литва | -3,33 | -0,36 | -3,69 |
Грузия | -1,61 | -0,30 | -1,91 |
Молдавия | -2,22 | -0,41 | -2,63 |
Латвия | -0,99 | -0,32 | -1,31 |
Армения | -1,06 | -0,31 | -1,37 |
Киргизия | -0,54 | -0,52 | -1,06 |
Эстония | -1,06 | -0,24 | -1,30 |
Таджикистан | -1,20 | +0,08 | -1,12 |
Туркмения | +0,1 | -0,06 | +0,04 |
Получается, что Россия и Туркменистан дотировали всех остальных. Причем указанные цифры относятся к скрытому перетоку капитала через неэквивалентный товарообмен. А были еще и прямые бюджетные трансферы.
(*) Данные из работ: Гранберг А..Г. Экономический механизм межреспубликанских и межрегиональных отношений // Экономика и организация промышленного производства. 1989. №9; Суслов В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты.- Новосибирск: Наука, 1991; Гранберг А., Суслов В. Межреспубликанские экономические отношения накануне распада СССР // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. №0. С. 17-25.