Два перста в пламени вижу! (с) Шейд
13.09.2010 в 00:10
Пишет Мифическая личность:RSA Animate
RSA Animate - The Empathic Civilisation / Цивилизация сопереживания
Джереми Рыфкин. Цивилизация сопереживания
За последние 10 лет было проведено немало исследований в области эволюционной биологии, нейро-когнитивных науках, изучения развития детей и других направлениях, занимающихся вопросами поведенческих аспектов человеческой жизнедеятельности – совершающих рода «путешествия» по человеку, но фиксирующих новые результаты, не свойственные устоявшимся представлениям о человеческом поведении, что представляет своего рода вызов науке.
При этом, появились и другие вопросы, которые не дают покоя данным направлениям, бросают вызов устоявшимся знаниям институтов, которые мы сами создали - институтов образования, институтов предпринимательства и власти и т.д.
читать дальше
Позвольте обратиться к началу 90-х гг. - Парма, Италия, лаборатория по изучению сна. Там была создана машина по сканированию мозга – MRI. Изучали обезьяну, макаку, пытающуюся расколоть орех. Когда кто-то заходил в лабораторию, «вспыхивали» определенные нейроны в мозге обезьяны, что отражалось на экране машины. И вот, по случайности ли, в лабораторию зашел человек-сотрудник лаборатории – в сознании обезьяны отреагировали нейроны-человек был, видимо, голоден, он расколол орех и съел.
Обезьяна была шокирована – кто это, вторгшийся и съевший орех?! И чуть ранее машина отразила вспыхнувшие импульсы в ее мозге аналогично вспыхнувшим импульсам в мозге сотрудника, наблюдавшего за ней.
Ученые решили, что это ошибка и машина сломана – у них не было догадки по поводу случившегося, почему сигналы нейронов обезьяны и человека оказались одинаковы. Однако затем MRI протестировали на других животных, в частности, шимпанзе, чья кора головного мозга аналогично велика – как у человека: и снова, и снова результаты были неизменными. Все дело было в «зеркальных» нейронах.
Так вот, все млекопитающие, например, слоны, собаки и дельфины - по поводу последних еще не точно - идут исследования, - все люди «опутаны» этими зеркальными нейронами.
Если я наблюдаю за вами – проявлениями злости, фрустрации, чувством отторжения, радости, нейроны, отвечающие за подобные эмоции, сигналят и во мне. Это интересно: видя паука, ползущего по чьей-то руке, меня бросает в дрожь.
Мы рассматриваем это как само собой, и все же мы так устроены, что ощущаем тоже, что и другие.
Зеркальные нейроны – это всего лишь малая толика в целом спектре исследований в области нейропсихологии, исследовании мозга, развития детей, где определено, что мозг человеческий устроен именно так не для того, чтобы продуцировать агрессию, насилие, корысть, утилитаризм, но чтобы мы были общительными, испытывали чувство привязанности, ответные чувства, проявляли дружеские отношения.
Первым из стимулов является потребность в сопереживании (эмпатии). Что такое эмпатия?
Когда у няни плачет малыш, другие тоже кричат, хотя не знают, почему. Так они проявляют чувство сострадания, имеющее биологическую природу.
В возрасте 2,5 лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это возраст, когда при взрослении эмпатия переживается как культурный феномен.
Когда ребенок осознает, что наблюдая за кем-то, он переживает те же чувства, что и наблюдаемый, он это понимает. Речь идет о двух разных разумных существах. Личность развивается параллельно с развитием в нем чувства эмпатии. Развитие личности подразумевает развитие эмпатии.
В возрасте около 8 лет человек узнает, что есть жизнь и смерть, откуда берутся дети, что жизнь-одна, она хрупка и ценна, и, однажды, он умрет. И вот здесь начинается его путь познания.
Ребенок узнает, что жизнь-одна, хрупка, и однажды он умрет, что жизнь полна забот или, что, например, лисица никогда не доберется до долгожданного леса. И вот, когда он все это узнает, а также, что каждое мгновение ценно и что у каждого свой жизненный путь, это позволяет осуществить ему мыслительный эксперимент - он понимает, что все то же самое есть и у других людей.
Таким образом, если мы думаем о ситуациях, в которых осознаем наших собратьев, это потому что мы переживаем то же самое – радость жизни и страх смерти. И мы выражаем солидарность в виде сопереживания.
Эмпатия – это противоположность утопии.
На небесах ее – эмпатии – нет - я вам это гарантирую и сообщаю об этом, прежде чем вы попадете туда.
Там нет эмпатии, т. к. нет смерти. Ее нет в утопии, т.к. там нет страданий. Эмпатия произрастает из признания существования смерти и радости жизни, стремления к тому, чтобы радоваться всему живому. Она основывается на хрупкости и несовершенстве человеческой природы.
Т.е. когда мы говорим о цивилизации сопереживания, мы имеем ввиду не некую утопию, а способность каждого проявлять социальную солидарность, т.к. у каждого только одна жизнь на этой планете.
Мы - homo emphaticus, так вот в чем вопрос: как менялось в истории человеческое сознание? Ведь сознание современного человека устроено не так как у средневекового или первобытного.
С этого вопроса я начал исследование 6 лет назад: как сознание менялось в истории?
Ведь сознание современного человека устроено не так как у средневекового или первобытного. Таким образом, я хотел бы выдвинуть гипотезу: возможно ли, что мы - человечество, объединенное сетью нейронов эмпатии, могли бы сопереживать всему человеческому роду как своей семье, друзьям как семье в расширенном значении, как общей среде обитания - биосфере?
Возможно ли, что мы могли бы сохранить на земле всех живых существ? Если нет, то я не знаю, как бы мы могли перейти на уровень глобального сопереживания. Эмпатия – это невидимая рука, это то, что позволит нам достичь нашей способностью сопереживать другому, т.е. социальной общности в том смысле, как мы здесь это называем.
Итак, сопереживающий означает - цивилизованный, а цивилизованный – сопереживающий.
В первобытных обществах коммуникация курсировала между племенами на расстоянии крика, а любой «другой», родом с соседнего холма, был «чужим». Таким образом, эмпатия ограничивалась рамками кровнородственных отношений.
Рассматривая аграрные общества, мы можем увидеть, что письменность повлияла на развитие нашей нервной системы, позволила преодолеть пространство и время, разнообразила навыки, укрепила «самость» каждого и развила религиозное сознание.
Однако здесь эмпатия распространяется на иные феномены: вместо кровнородственных связей племенного общества мы переходим к религиозным связям. Так, один еврей, видя другого, воспринимает его как «родственника», аналогично-христиане и мусульмане.
В 19 веке происходит промышленная революция, и развитие рынков порождает феномен национального государства: вдруг британцы стали воспринимать британцев как свою «семью», немцы – аналогично немцев, американцы-американцев. Но ведь не было такого понятия как Германия, Франция – это фантастика. Но это позволяет нам расширить границы эмпатии, отталкиваясь от основ лояльности и идентичностей, благодаря новой энергетической революции, покорению времени и пространства.
Почему же мы ушли от сопереживания на основе кровнородственных связей - на религиозной почве - к национальной основе? Могут ли в действительности технологии позволить нам расширить круг сопереживания, включив все человеческое сообщество, охватив всю биосферу целиком?
И – то, о чем мы только что говорили, остановившись на национальной идентичности - у нас были идеологическая кровнородственная и религиозная основы эмпатии - технологии нам даны, чтобы ощутить себя «семьей» не только за счет тех, указанных оснований.
Землетрясение на Гаити, Чили, но, особенно, Гаити – через час – на Твиттере, через два-на видео - you tube – через три – все человечество бросилось сопереживать Гаити. Будь мы материалистами, эгоистами, утилитаристами и гедонистами, не реагировали бы мы так на события на Гаити.
Очевидно, 175 тыс. лет назад в Африке, в долине Рифт проживало порядка 10 тыс. человекоподобных обезьян - наших предков. Генетики определили у одной – «общей» женщины набор генов, определяемый у всех присутствующих здесь дам, и это более чем странно, и 1 подобного мужчину, называемого Y – хромосомным Адамом, очевидно, вполне здорового парня, и гены их присутствуют у всех.
И вот, пожалуйста: результат - 6-8 блн. человек – на каждом этапе нейронного развития присутствуют эти гены – теологического, психологического, идеологического, драматического…
Мы все видим этот мир по-своему, боремся друг с другом – ясно, почему, - всего 2 человека – Библия была права, мы не могли произойти от многих, но, в таком случае, мы должны начать думать как «семья», расширить рамки нашей идентификации, должны представить себя единым человечеством, близких – как попутчиков по жизни, других – как часть эволюционировавшей «семьи».
Нам надо переосмыслить то, как мы объясняем человечество. Если мы действительно homo empathicus, надо вырастить в себе эту способность. Оно не проявится, будучи придавленным родственными узами, образовательной системой, бизнесом и правительственными структурами, а там еще добавятся: нарциссизм, материализм, насилие, агрессия – все это тоже влияет.
Если мы способны обсуждать такие вещи на мировом уровне, так давайте прямо здесь и начнем – в Британской международной ассоциации, вот, чем мы сейчас и занимаемся. Чтобы начать говорить о человеческой природе, нужно стать сопереживающими окружающим. Так что мы можем переосмыслить институты и общество и подготовить почву для цивилизации сопереживания.
Перевод: Наталья Чусова
RSA Animate - The Secret Powers of Time / Секретная сила времени
«Магия времени». Филипп Зимбардо
Итак, за 30 лет проведенных исследований мы обнаружили 6 основных временных зон, в которых живут люди. 2 из них фокусируются на прошлом, две – на настоящем и две - на будущем. Люди, живущие с ориентацией на прошлое, помнят все хорошее (досл. «старые добрые времена») - удачи, дни рождения, они хранят семейные дневники, сохраняют семейные традиции. Есть и те, кто фокусируется на том негативном, что было в прошлом - сожаления, что-то, что было плохо – они все фокусируются на прошлом-позитивном или прошлом-негативном.
читать дальше
Существует два пути самопрезентации в настоящем – наиболее очевидно - быть гедонистом - избегать боли, стремиться к удовольствиям, стремиться к знаниям, стремиться к постижению чувственного опыта (sensation). Другие, ориентированные на настоящее, говорят: «не стоит напрягаться. Моя жизнь предопределена-моей религией, моей бедностью, условиями жизни».
Большинство из нас - здесь, т.к. мы будуще-ориентированы: мы приучены скорее работать, чем играть, приучены сопротивляться соблазнам, (искушениям). Но существует и другой способ быть ориентированным на будущее: в зависимости от вашей религиозной принадлежности жизнь может начинаться после смерти физического тела. Чтобы быть будуще-ориентированным, надо верить в то, что, вкладывая в будущее, вы получите свой дивиденты. Если у вас сильная инфляция, вы не кладете деньги в банк, т.к. не можете довериться будущему. Или если что-то не ладится в семье (instability), старшие не сдерживают своих обещаний по отношению к вам.
Чем ближе вы к «экватору», тем больше вы ориентированы на настоящее, т.обр., чем дольше вы пребываете в обстановке, где климат не меняется, тем больше это вкладывает в ваше сознание установку на видение одного и того же - одинаковости (sameness) происходящего, чем изменений.
У протестантов повсеместно ВВП традиционно выше, чем у католиков, часто потому что в идее первых заложено, что чем больше ты работаешь, чтобы преуспевать, тем более ты успешен, следовательно, принадлежишь к протестантам - «Богоизбранному народу».
Моя семья родом с Сицилии, а в Италии существует политическое движение «Ла Лига» (La Liga). Она поделила Италию пополам на «северян» и «южан» по принципу выполнения работы. Люди на «севере» говорят: «мы всю работу делаем, а эти южане ленивы как дети, им обед в 3 часа подавай и все такое». Люди «на юге» говорят: «они (северяне) – не итальянцы – они - германо – австрийцы: йогурты едят вместо пасты, обеды приносят в бумажных пакетах». На недавних национальных выборах Ла Лига набрала 14% голосов избирателей. Как исследователи мы говорим, что «северяне» по своим навыкам в гораздо большей степени будуще-ориентированы, в то время как «южане» - в большей степени прошло-настояще-ориентированные гедонисты.
Моя семья с Сицилии, и я каждый год сюда приезжаю, т.к. тут изучаю финансирование образования в колледжах для детей, вопросы, связанные с техникой, оборудованием. И, разговаривая с местными сотрудниками, слышу: «я-поэт, я живу словом!». И тут я обнаружил, что в сицилийском диалекте не существует глаголов в форме будущего времени, т.е. – «был», «есть», но не «будет». «Так вот почему работа стоит!». И я не мог этого раньше понять, т.к. мы никогда ничего не планируем. Итак, еще раз подчеркну: когда существует какое – то количество людей, ориентированных на время определенным образом, это может охарактеризовать целые нации.
Следовательно, если вы принадлежите к католикам - настояще-прошло-ориентированным или протестантам-будуще-ориентированным, это многое в вас объясняет.
Есть отличная книга по географии времени, написанная моим близким другом Робертом Левином, социальным психологом. Он, без преувеличения, совершил кругосветное путешествие, проведя замечательный эксперимент, исследуя, скажем так, темп жизни (Pace of Life) - о том, что временная перспектива – это то, как люди свой жизненный опыт распределяют порционно по зонам времени. Другим типом ориентации во времени является ваше ощущение длительности времени (sense of duration). Т.е. сколько времени проходит для вас, сидя в кресле у дантиста, пока он не примется сверлить зубы? Сколько времени проходит, пока вы ждете (…)? Сколько времени вы едите пирог? Итак, временная продолжительность – это функция вашего, скажем, предвкушения, скучания или наоборот. И он показал, что в разных культурах у людей разные темпы жизни. Это очень просто: вы сидите в кафе и наблюдаете, за сколько времени люди пройдут 100 м? Или идете на почту и фиксируете на бумаге: сколько времени требуется, чтобы взвесить 3 фунтовую посылку стоимостью 10 евро?
Таким образом, в результате вы можете обнаружить в различных культурах соответствия различным темпам времени. А теперь - о городах. Так, в США проранжированы 60 городов в соответствии с высокими или низкими темпами жизни. В городах с высоким темпом жизни у людей наиболее высокий уровень заболеваний сердца, т.к. такой темп становится частью всей вашей жизни.
Все мы начинаем жизнь как гедонисты-настояще-ориентированные времени: мы хотим удовольствий, избегаем боли. И говоря о семье, школе, с моей точки зрения, целью школы является превращение маленьких настояще-ориентированных «зверьков» в будуще-ориентированных, в некоторых культурах, в прошло-ориентированных.
В Штатах ребенок бросает школу каждые 9 секунд. Это касается тех, кто родом из социальных меньшинств, мальчиков, девочек. Одной из причин такого ужасающего положения не является плохое преподавание. Как показывают исследования, к 21 году ребенок проводит минимум 10 тыс. часов за компьютерными играми, в одиночку. Может быть, больше просматривая порнофильмы в одиночку. Первое, это означает, что у ребенка не развиваются социальные, мыслительные навыки, второе, что, играя, он создает в играх (Воркрафт) свой мир – это увлекательно. Т.е. я слышал недавно, эти компании по производству игр говорят, что разрабатывают игры в 3 D. - т.е. мир уже как бы вокруг вас. Мозги становятся «оцифрованными», что означает, что они просто никогда не высидят в обычной классной аудитории, т.к. это скучно, они ничего не могут контролировать, предполагается просто пассивное присутствие. И в таком случае нам надо бы изменить учебный план, отменить чтение, грамматику, арифметику-ужасно! Эти дети никогда не впишутся в школьные правила, т.к. им нужен контроль над чем-либо, а в школе у них этого контроля нет, просто пассивное присутствие. В школ - учат, буквально (…).
Все привычки – это привычки-производные от гедонизма – настоящее-ориентированного: еда, секс, наркотики, азартные игры и т.д. Все, что нам пропагандируется-школьное образование, общественные отношения – все это сообщения, ориентированные на будуще-ориентированных детей, с которыми проблем нет, у них есть связка между тем, что они делают в настоящем, с тем, какими могут быть последствия. У настояще-ориентированных детей ее нет. Если вы-девушка-настояще-ориентированная, вы знаете, что незащищенный секс может привести к беременности, или болезням, однако, это знание никогда не повлияет на то, чтобы изменить ваше поведение. Вот это интересно, что касается типов временной ориентации.
Мне думается, мы недооцениваем важность влияния технологий на оцифровку сознания детей, молодежи. Дети не носят наручные часы – они говорят: это однофункциональный девайс! Зачем тратить время на однофункциональный девайс… Цифровая культура затрагивает-второй момент-то, что интересует американцев - сколько времени требуется, чтобы включить компьютер и загрузить что-то – меньше минуты – это раздражает…
Таким образом, ожидая, вы злитесь, т.к. ожидание-это потеря времени, даже если вы ждете загрузки своего компьютера. Итак, я думаю, в этом и заключается фундаментальное различие - что мы - взрослые не осознаем, что дети значительно отличаются от нас - таких, какими мы были в детстве. Потому как это-революция времени.
Недавнее исследование, которое мы проводили - это USA TODAY проводил опрос среди американцев: «Насколько мы заняты?». Больше половины ответили: «Я занят сейчас больше, чем в предыдущий год», «занят больше в прошлом году был, чем раньше» и «я жертвую семьей, друзьями, сном ради своего успеха». Это страновое различие, не определяемое будуще-ориентированностью. И мы спросили: «Представьте, если бы у вас было 8 дней в неделю? Что бы вы делали?» В основном отвечали: «Это здорово, я бы больше работал, чтобы достичь большего!» - не друзья, не семья, даже - не сон!
Они проводили исследование 20 лет назад, я снова был расстроен: только 60 % американцев регулярно ужинали с семьей. В том году - только каждый пятый американец.
Вот мы рассуждаем в Америке о семейных ценностях, но не может быть никаких семейных ценностей, если вы не ужинаете с семьей.
Я думаю, многие жизненные затруднения можно понять просто при помощи понимания наших жизненных временных перспектив и того же относительно других. Ведь многие жизненные конфликты - это конфликты пересечения различных временных перспектив, а мы просто приписываем другим негативные значения: ты-идиот, ты-сущий ребенок, ты-авторитарный…
Я думаю, это многое объясняет! (досл. это одна из самый простых мыслей в мире!)
Перевод: Наталья Чусова
Экономические последствия политики г-на Брауна. Штайн Ринген.
Это выражение превосходно характеризует экономическую политику г-на Брауна – «целесообразная расчетливость». Расчетливость – это бюджет, финансовые расходы, вложения. А целью является то, о чем, собственно, и речь-итог. В соответствии с указанным стандартом, стандартом цели, партия новых лейбористов, возглавившая правительство, провалила свою работу.
Их целью, наполненной идеей социальной справедливости, было бороться с ужасающим неравенством - наследием «тэтчеризма». С новым правительством Великобритания, которая итак была далека от равенства в обществе, социальное неравенство только усилилось – в экономической сфере - в распределении доходов и в социальной сфере, например, в области здравоохранения.
читать дальше
Экономические последствия политики господина Брауна незначительны - ни позитивные, ни негативные – просто никакие.
Тем не менее, это всего лишь эпизод в моем сегодняшнем рассказе.
На чем бы я, действительно, хотел остановиться, так это ответить – «почему», и здесь закономерно переключиться с рассмотрения «того» и «этого» правительства на проблему Конституции.
В своем исследовании я остановился на рассмотрении 4 ключевых областей политики: проблемы бедности детей, здравоохранении, преступности и образовании, и, в целом – на неравенстве. Это оценка правительства по степени целесообразности экономической политики, проводившейся в благополучный период с 1997 по 2007 гг. Она основана на данных наиболее общедоступных и известных исследований И – итоги ее.
История занимательна.
Г-н Браун, премьер-министр, специалист в области бюджетирования: требуется больше средств – вложено - в 4 приоритетные области, больше общественных инвестиций - сделано, применены новые политические меры, и – снова ничего, или почти ничего в итоге.
Позвольте сказать несколько слов о проблеме бедности – ключевой политике г-на Брауна.
Вот картина происходившего.
Это – процент детей, живущих в семьях в условиях бедности. Но что в действительности показывает график – ничего! Я имею в виду, в принципе - ничего.
Каждый третий ребенок в Великобритании до сих пор остается живущим в бедности. Да, были какие – то сдвиги, больше - меньше, но в целом – ничего.
Из того, что, действительно, изменилось – уровень бедности вырос к 1994 г. – за 3 года до прихода к власти партии лейбористов. Затем, уровень начал приближаться к критической отметке – в это время к власти пришли новые лейбористы. И потом, после того как г-н Браун анонсировал налоговые скидки как новую меру по борьбе с детской бедностью, он снова возрос. Конечно же, должен был снизиться, но снова возрос.
Причиной этому было неравенство в обществе, оно усилилось, а политические меры, существовавшие на тот момент, были неспособны защитить детей от возраставшего внутреннего неравенства.
Это были 90-е гг., дети как были незащищены, так и до сих пор живут в описанных условиях.
Сфера преступности.
После новых финансовых вливаний, возраставший уровень преступности, снизился, а затем - стабилизировался.
Только в образовательной сфере был хоть какой-то успех. Какие здесь результаты – так это длительный период улучшения показателей в сфере образования, они были закреплены, этот период не прерывался, возможности не были упущены. Не сказать, чтобы уж большой успех, но и не провал.
Здесь – ввиду низкой цены самих финансов уровень снизился и – снова неравенство.
В конце концов, в политике ничего даром не проходит.
Общая цель борьбы с бедностью и озвучивание идеи социальной справедливости – ничего, абсолютно ничего.
Итак, почему?
А ответ очень сложен и парадоксален. Потому что было правительство, у которого все должно было получиться. У него было все – власть, деньги, чтобы работать с ними – для экономического роста, мандаты, признание, амбиции, активность, искренность – все.
Это было компетентное правительство.
Есть некоторая доля драматизма в греческом изречении: Бог дал дамам и господам нового лейбористского правительства все, о чем только можно было мечтать, и потом Бог отказал им в возможности воспользоваться полученными преимуществами.
Г-н Браун и г-н Кэмерон кричат друг на друга в Парламенте. Один говорит: «у нас получилось», другой говорит: «вы не компетентны».
Они оба не правы.
История новых лейбористов – это не история провального правительства в силу своей некомпетентности. Но это интригующая история правительства, которое провалило работу, не смотря на свою компетентность.
Правительство принимало решения в областях:
- касательно бедности – было вложено мало денег, было принято мало мер – это вовремя стало очевидным.
- здравоохранение (NHS – National Health System) – слишком много денег было вложено слишком быстро и с излишней политической неразворотливостью. В области здравоохранения и преступности превентивная политика был проигнорирована, все ресурсы были вложены в реактивные и контрольные меры. Итак, совершены политические ошибки, можно многому научиться.
Но и тут, оказывается, не все ясно, т.к. встает вопрос: почему компетентное правительство себя не оправдало, приняло не те меры?
Причины скрыты в системе управления и в Конституции.
Внимательно изучив политику правительства, как уже было рассмотрено, бросается в глаза, на сколько излишне централизованной является сегодня британская правительственная система. Все решения принимаются на Рон и Даунин стрит. Остальная часть страны – и Парламент в том числе – принимают решения сверху, скорее по команде, чем в сотрудничестве.
А отсутствие мобилизационной политики как таковой – целая легенда.
Население не было мобилизовано политически на борьбу с бедностью и выполнение своего долга - помочь детям. Работников сферы здравоохранения не поощряли, соседей не призывали бороться с антисоциальным поведением, людей не призывали заботиться о здоровье.
Правительство просто командовало и все держало под контролем. Новые лейбористы, не смотря на все досады и проволочки, не воспользовались лидерскими навыками, в особенности, в отношении остальной части правительства.
За последние 30 лет Британская Конституция подверглась значительным изменениям.
Г-н Блэр и г-н Браун унаследовали стратегию централизации в духе тэтчеризма. Если бы они покончили с этим наследием, у них все могло бы получиться. Тем не менее, они последовали данному курсу, объявив его официальным, и, таким образом, приговорив себя к еще большим проблемам, чем это было раньше. Если все лейбористское правительство с Божьей помощью и всей данной им властью в 1997 г. не смогло справиться со своими задачами, то никто не смог бы этого сделать.
А теперь позвольте в заключении вынести на повестку дня предложение профессора Рингена по Конституционной реформе:
Первое – восстановить палату общин как центр политической власти в Британской демократической системе.
Второе – перевоссоздать демократию на местном уровне, именно, перевоссоздать, т.к. в Британии нет как таковых объединений на местном уровне, которым можно было бы делегировать власть.
Третье – разобраться с финансированием политики и тем, как мы за нее платим.
Мой «рецепт» состоит в следующем:
- сделать все финансирование политической сферы общественным,
- запретить все пожертвования со стороны отдельных лиц, бизнеса и политических объединений,
- распределить общественные деньги как ваучеры электората, которые можно передать выбранной партии или выбросить.
Дамы и господа, на этой неделе в Вашингтоне президент Обама напомнил правительству об обязанности делать то, за что оно отвечает. Сегодня в Великобритании Конституция такова, что никакое правительство не в состоянии сделать то, за что избрано.
Перевод Натальи Чусовой
Источник: inimatic.blogspot.com
URL записиRSA Animate - The Empathic Civilisation / Цивилизация сопереживания
Джереми Рыфкин. Цивилизация сопереживания
За последние 10 лет было проведено немало исследований в области эволюционной биологии, нейро-когнитивных науках, изучения развития детей и других направлениях, занимающихся вопросами поведенческих аспектов человеческой жизнедеятельности – совершающих рода «путешествия» по человеку, но фиксирующих новые результаты, не свойственные устоявшимся представлениям о человеческом поведении, что представляет своего рода вызов науке.
При этом, появились и другие вопросы, которые не дают покоя данным направлениям, бросают вызов устоявшимся знаниям институтов, которые мы сами создали - институтов образования, институтов предпринимательства и власти и т.д.
читать дальше
Позвольте обратиться к началу 90-х гг. - Парма, Италия, лаборатория по изучению сна. Там была создана машина по сканированию мозга – MRI. Изучали обезьяну, макаку, пытающуюся расколоть орех. Когда кто-то заходил в лабораторию, «вспыхивали» определенные нейроны в мозге обезьяны, что отражалось на экране машины. И вот, по случайности ли, в лабораторию зашел человек-сотрудник лаборатории – в сознании обезьяны отреагировали нейроны-человек был, видимо, голоден, он расколол орех и съел.
Обезьяна была шокирована – кто это, вторгшийся и съевший орех?! И чуть ранее машина отразила вспыхнувшие импульсы в ее мозге аналогично вспыхнувшим импульсам в мозге сотрудника, наблюдавшего за ней.
Ученые решили, что это ошибка и машина сломана – у них не было догадки по поводу случившегося, почему сигналы нейронов обезьяны и человека оказались одинаковы. Однако затем MRI протестировали на других животных, в частности, шимпанзе, чья кора головного мозга аналогично велика – как у человека: и снова, и снова результаты были неизменными. Все дело было в «зеркальных» нейронах.
Так вот, все млекопитающие, например, слоны, собаки и дельфины - по поводу последних еще не точно - идут исследования, - все люди «опутаны» этими зеркальными нейронами.
Если я наблюдаю за вами – проявлениями злости, фрустрации, чувством отторжения, радости, нейроны, отвечающие за подобные эмоции, сигналят и во мне. Это интересно: видя паука, ползущего по чьей-то руке, меня бросает в дрожь.
Мы рассматриваем это как само собой, и все же мы так устроены, что ощущаем тоже, что и другие.
Зеркальные нейроны – это всего лишь малая толика в целом спектре исследований в области нейропсихологии, исследовании мозга, развития детей, где определено, что мозг человеческий устроен именно так не для того, чтобы продуцировать агрессию, насилие, корысть, утилитаризм, но чтобы мы были общительными, испытывали чувство привязанности, ответные чувства, проявляли дружеские отношения.
Первым из стимулов является потребность в сопереживании (эмпатии). Что такое эмпатия?
Когда у няни плачет малыш, другие тоже кричат, хотя не знают, почему. Так они проявляют чувство сострадания, имеющее биологическую природу.
В возрасте 2,5 лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это возраст, когда при взрослении эмпатия переживается как культурный феномен.
Когда ребенок осознает, что наблюдая за кем-то, он переживает те же чувства, что и наблюдаемый, он это понимает. Речь идет о двух разных разумных существах. Личность развивается параллельно с развитием в нем чувства эмпатии. Развитие личности подразумевает развитие эмпатии.
В возрасте около 8 лет человек узнает, что есть жизнь и смерть, откуда берутся дети, что жизнь-одна, она хрупка и ценна, и, однажды, он умрет. И вот здесь начинается его путь познания.
Ребенок узнает, что жизнь-одна, хрупка, и однажды он умрет, что жизнь полна забот или, что, например, лисица никогда не доберется до долгожданного леса. И вот, когда он все это узнает, а также, что каждое мгновение ценно и что у каждого свой жизненный путь, это позволяет осуществить ему мыслительный эксперимент - он понимает, что все то же самое есть и у других людей.
Таким образом, если мы думаем о ситуациях, в которых осознаем наших собратьев, это потому что мы переживаем то же самое – радость жизни и страх смерти. И мы выражаем солидарность в виде сопереживания.
Эмпатия – это противоположность утопии.
На небесах ее – эмпатии – нет - я вам это гарантирую и сообщаю об этом, прежде чем вы попадете туда.
Там нет эмпатии, т. к. нет смерти. Ее нет в утопии, т.к. там нет страданий. Эмпатия произрастает из признания существования смерти и радости жизни, стремления к тому, чтобы радоваться всему живому. Она основывается на хрупкости и несовершенстве человеческой природы.
Т.е. когда мы говорим о цивилизации сопереживания, мы имеем ввиду не некую утопию, а способность каждого проявлять социальную солидарность, т.к. у каждого только одна жизнь на этой планете.
Мы - homo emphaticus, так вот в чем вопрос: как менялось в истории человеческое сознание? Ведь сознание современного человека устроено не так как у средневекового или первобытного.
С этого вопроса я начал исследование 6 лет назад: как сознание менялось в истории?
Ведь сознание современного человека устроено не так как у средневекового или первобытного. Таким образом, я хотел бы выдвинуть гипотезу: возможно ли, что мы - человечество, объединенное сетью нейронов эмпатии, могли бы сопереживать всему человеческому роду как своей семье, друзьям как семье в расширенном значении, как общей среде обитания - биосфере?
Возможно ли, что мы могли бы сохранить на земле всех живых существ? Если нет, то я не знаю, как бы мы могли перейти на уровень глобального сопереживания. Эмпатия – это невидимая рука, это то, что позволит нам достичь нашей способностью сопереживать другому, т.е. социальной общности в том смысле, как мы здесь это называем.
Итак, сопереживающий означает - цивилизованный, а цивилизованный – сопереживающий.
В первобытных обществах коммуникация курсировала между племенами на расстоянии крика, а любой «другой», родом с соседнего холма, был «чужим». Таким образом, эмпатия ограничивалась рамками кровнородственных отношений.
Рассматривая аграрные общества, мы можем увидеть, что письменность повлияла на развитие нашей нервной системы, позволила преодолеть пространство и время, разнообразила навыки, укрепила «самость» каждого и развила религиозное сознание.
Однако здесь эмпатия распространяется на иные феномены: вместо кровнородственных связей племенного общества мы переходим к религиозным связям. Так, один еврей, видя другого, воспринимает его как «родственника», аналогично-христиане и мусульмане.
В 19 веке происходит промышленная революция, и развитие рынков порождает феномен национального государства: вдруг британцы стали воспринимать британцев как свою «семью», немцы – аналогично немцев, американцы-американцев. Но ведь не было такого понятия как Германия, Франция – это фантастика. Но это позволяет нам расширить границы эмпатии, отталкиваясь от основ лояльности и идентичностей, благодаря новой энергетической революции, покорению времени и пространства.
Почему же мы ушли от сопереживания на основе кровнородственных связей - на религиозной почве - к национальной основе? Могут ли в действительности технологии позволить нам расширить круг сопереживания, включив все человеческое сообщество, охватив всю биосферу целиком?
И – то, о чем мы только что говорили, остановившись на национальной идентичности - у нас были идеологическая кровнородственная и религиозная основы эмпатии - технологии нам даны, чтобы ощутить себя «семьей» не только за счет тех, указанных оснований.
Землетрясение на Гаити, Чили, но, особенно, Гаити – через час – на Твиттере, через два-на видео - you tube – через три – все человечество бросилось сопереживать Гаити. Будь мы материалистами, эгоистами, утилитаристами и гедонистами, не реагировали бы мы так на события на Гаити.
Очевидно, 175 тыс. лет назад в Африке, в долине Рифт проживало порядка 10 тыс. человекоподобных обезьян - наших предков. Генетики определили у одной – «общей» женщины набор генов, определяемый у всех присутствующих здесь дам, и это более чем странно, и 1 подобного мужчину, называемого Y – хромосомным Адамом, очевидно, вполне здорового парня, и гены их присутствуют у всех.
И вот, пожалуйста: результат - 6-8 блн. человек – на каждом этапе нейронного развития присутствуют эти гены – теологического, психологического, идеологического, драматического…
Мы все видим этот мир по-своему, боремся друг с другом – ясно, почему, - всего 2 человека – Библия была права, мы не могли произойти от многих, но, в таком случае, мы должны начать думать как «семья», расширить рамки нашей идентификации, должны представить себя единым человечеством, близких – как попутчиков по жизни, других – как часть эволюционировавшей «семьи».
Нам надо переосмыслить то, как мы объясняем человечество. Если мы действительно homo empathicus, надо вырастить в себе эту способность. Оно не проявится, будучи придавленным родственными узами, образовательной системой, бизнесом и правительственными структурами, а там еще добавятся: нарциссизм, материализм, насилие, агрессия – все это тоже влияет.
Если мы способны обсуждать такие вещи на мировом уровне, так давайте прямо здесь и начнем – в Британской международной ассоциации, вот, чем мы сейчас и занимаемся. Чтобы начать говорить о человеческой природе, нужно стать сопереживающими окружающим. Так что мы можем переосмыслить институты и общество и подготовить почву для цивилизации сопереживания.
Перевод: Наталья Чусова
RSA Animate - The Secret Powers of Time / Секретная сила времени
«Магия времени». Филипп Зимбардо
Итак, за 30 лет проведенных исследований мы обнаружили 6 основных временных зон, в которых живут люди. 2 из них фокусируются на прошлом, две – на настоящем и две - на будущем. Люди, живущие с ориентацией на прошлое, помнят все хорошее (досл. «старые добрые времена») - удачи, дни рождения, они хранят семейные дневники, сохраняют семейные традиции. Есть и те, кто фокусируется на том негативном, что было в прошлом - сожаления, что-то, что было плохо – они все фокусируются на прошлом-позитивном или прошлом-негативном.
читать дальше
Существует два пути самопрезентации в настоящем – наиболее очевидно - быть гедонистом - избегать боли, стремиться к удовольствиям, стремиться к знаниям, стремиться к постижению чувственного опыта (sensation). Другие, ориентированные на настоящее, говорят: «не стоит напрягаться. Моя жизнь предопределена-моей религией, моей бедностью, условиями жизни».
Большинство из нас - здесь, т.к. мы будуще-ориентированы: мы приучены скорее работать, чем играть, приучены сопротивляться соблазнам, (искушениям). Но существует и другой способ быть ориентированным на будущее: в зависимости от вашей религиозной принадлежности жизнь может начинаться после смерти физического тела. Чтобы быть будуще-ориентированным, надо верить в то, что, вкладывая в будущее, вы получите свой дивиденты. Если у вас сильная инфляция, вы не кладете деньги в банк, т.к. не можете довериться будущему. Или если что-то не ладится в семье (instability), старшие не сдерживают своих обещаний по отношению к вам.
Чем ближе вы к «экватору», тем больше вы ориентированы на настоящее, т.обр., чем дольше вы пребываете в обстановке, где климат не меняется, тем больше это вкладывает в ваше сознание установку на видение одного и того же - одинаковости (sameness) происходящего, чем изменений.
У протестантов повсеместно ВВП традиционно выше, чем у католиков, часто потому что в идее первых заложено, что чем больше ты работаешь, чтобы преуспевать, тем более ты успешен, следовательно, принадлежишь к протестантам - «Богоизбранному народу».
Моя семья родом с Сицилии, а в Италии существует политическое движение «Ла Лига» (La Liga). Она поделила Италию пополам на «северян» и «южан» по принципу выполнения работы. Люди на «севере» говорят: «мы всю работу делаем, а эти южане ленивы как дети, им обед в 3 часа подавай и все такое». Люди «на юге» говорят: «они (северяне) – не итальянцы – они - германо – австрийцы: йогурты едят вместо пасты, обеды приносят в бумажных пакетах». На недавних национальных выборах Ла Лига набрала 14% голосов избирателей. Как исследователи мы говорим, что «северяне» по своим навыкам в гораздо большей степени будуще-ориентированы, в то время как «южане» - в большей степени прошло-настояще-ориентированные гедонисты.
Моя семья с Сицилии, и я каждый год сюда приезжаю, т.к. тут изучаю финансирование образования в колледжах для детей, вопросы, связанные с техникой, оборудованием. И, разговаривая с местными сотрудниками, слышу: «я-поэт, я живу словом!». И тут я обнаружил, что в сицилийском диалекте не существует глаголов в форме будущего времени, т.е. – «был», «есть», но не «будет». «Так вот почему работа стоит!». И я не мог этого раньше понять, т.к. мы никогда ничего не планируем. Итак, еще раз подчеркну: когда существует какое – то количество людей, ориентированных на время определенным образом, это может охарактеризовать целые нации.
Следовательно, если вы принадлежите к католикам - настояще-прошло-ориентированным или протестантам-будуще-ориентированным, это многое в вас объясняет.
Есть отличная книга по географии времени, написанная моим близким другом Робертом Левином, социальным психологом. Он, без преувеличения, совершил кругосветное путешествие, проведя замечательный эксперимент, исследуя, скажем так, темп жизни (Pace of Life) - о том, что временная перспектива – это то, как люди свой жизненный опыт распределяют порционно по зонам времени. Другим типом ориентации во времени является ваше ощущение длительности времени (sense of duration). Т.е. сколько времени проходит для вас, сидя в кресле у дантиста, пока он не примется сверлить зубы? Сколько времени проходит, пока вы ждете (…)? Сколько времени вы едите пирог? Итак, временная продолжительность – это функция вашего, скажем, предвкушения, скучания или наоборот. И он показал, что в разных культурах у людей разные темпы жизни. Это очень просто: вы сидите в кафе и наблюдаете, за сколько времени люди пройдут 100 м? Или идете на почту и фиксируете на бумаге: сколько времени требуется, чтобы взвесить 3 фунтовую посылку стоимостью 10 евро?
Таким образом, в результате вы можете обнаружить в различных культурах соответствия различным темпам времени. А теперь - о городах. Так, в США проранжированы 60 городов в соответствии с высокими или низкими темпами жизни. В городах с высоким темпом жизни у людей наиболее высокий уровень заболеваний сердца, т.к. такой темп становится частью всей вашей жизни.
Все мы начинаем жизнь как гедонисты-настояще-ориентированные времени: мы хотим удовольствий, избегаем боли. И говоря о семье, школе, с моей точки зрения, целью школы является превращение маленьких настояще-ориентированных «зверьков» в будуще-ориентированных, в некоторых культурах, в прошло-ориентированных.
В Штатах ребенок бросает школу каждые 9 секунд. Это касается тех, кто родом из социальных меньшинств, мальчиков, девочек. Одной из причин такого ужасающего положения не является плохое преподавание. Как показывают исследования, к 21 году ребенок проводит минимум 10 тыс. часов за компьютерными играми, в одиночку. Может быть, больше просматривая порнофильмы в одиночку. Первое, это означает, что у ребенка не развиваются социальные, мыслительные навыки, второе, что, играя, он создает в играх (Воркрафт) свой мир – это увлекательно. Т.е. я слышал недавно, эти компании по производству игр говорят, что разрабатывают игры в 3 D. - т.е. мир уже как бы вокруг вас. Мозги становятся «оцифрованными», что означает, что они просто никогда не высидят в обычной классной аудитории, т.к. это скучно, они ничего не могут контролировать, предполагается просто пассивное присутствие. И в таком случае нам надо бы изменить учебный план, отменить чтение, грамматику, арифметику-ужасно! Эти дети никогда не впишутся в школьные правила, т.к. им нужен контроль над чем-либо, а в школе у них этого контроля нет, просто пассивное присутствие. В школ - учат, буквально (…).
Все привычки – это привычки-производные от гедонизма – настоящее-ориентированного: еда, секс, наркотики, азартные игры и т.д. Все, что нам пропагандируется-школьное образование, общественные отношения – все это сообщения, ориентированные на будуще-ориентированных детей, с которыми проблем нет, у них есть связка между тем, что они делают в настоящем, с тем, какими могут быть последствия. У настояще-ориентированных детей ее нет. Если вы-девушка-настояще-ориентированная, вы знаете, что незащищенный секс может привести к беременности, или болезням, однако, это знание никогда не повлияет на то, чтобы изменить ваше поведение. Вот это интересно, что касается типов временной ориентации.
Мне думается, мы недооцениваем важность влияния технологий на оцифровку сознания детей, молодежи. Дети не носят наручные часы – они говорят: это однофункциональный девайс! Зачем тратить время на однофункциональный девайс… Цифровая культура затрагивает-второй момент-то, что интересует американцев - сколько времени требуется, чтобы включить компьютер и загрузить что-то – меньше минуты – это раздражает…
Таким образом, ожидая, вы злитесь, т.к. ожидание-это потеря времени, даже если вы ждете загрузки своего компьютера. Итак, я думаю, в этом и заключается фундаментальное различие - что мы - взрослые не осознаем, что дети значительно отличаются от нас - таких, какими мы были в детстве. Потому как это-революция времени.
Недавнее исследование, которое мы проводили - это USA TODAY проводил опрос среди американцев: «Насколько мы заняты?». Больше половины ответили: «Я занят сейчас больше, чем в предыдущий год», «занят больше в прошлом году был, чем раньше» и «я жертвую семьей, друзьями, сном ради своего успеха». Это страновое различие, не определяемое будуще-ориентированностью. И мы спросили: «Представьте, если бы у вас было 8 дней в неделю? Что бы вы делали?» В основном отвечали: «Это здорово, я бы больше работал, чтобы достичь большего!» - не друзья, не семья, даже - не сон!
Они проводили исследование 20 лет назад, я снова был расстроен: только 60 % американцев регулярно ужинали с семьей. В том году - только каждый пятый американец.
Вот мы рассуждаем в Америке о семейных ценностях, но не может быть никаких семейных ценностей, если вы не ужинаете с семьей.
Я думаю, многие жизненные затруднения можно понять просто при помощи понимания наших жизненных временных перспектив и того же относительно других. Ведь многие жизненные конфликты - это конфликты пересечения различных временных перспектив, а мы просто приписываем другим негативные значения: ты-идиот, ты-сущий ребенок, ты-авторитарный…
Я думаю, это многое объясняет! (досл. это одна из самый простых мыслей в мире!)
Перевод: Наталья Чусова
Экономические последствия политики г-на Брауна. Штайн Ринген.
Это выражение превосходно характеризует экономическую политику г-на Брауна – «целесообразная расчетливость». Расчетливость – это бюджет, финансовые расходы, вложения. А целью является то, о чем, собственно, и речь-итог. В соответствии с указанным стандартом, стандартом цели, партия новых лейбористов, возглавившая правительство, провалила свою работу.
Их целью, наполненной идеей социальной справедливости, было бороться с ужасающим неравенством - наследием «тэтчеризма». С новым правительством Великобритания, которая итак была далека от равенства в обществе, социальное неравенство только усилилось – в экономической сфере - в распределении доходов и в социальной сфере, например, в области здравоохранения.
читать дальше
Экономические последствия политики господина Брауна незначительны - ни позитивные, ни негативные – просто никакие.
Тем не менее, это всего лишь эпизод в моем сегодняшнем рассказе.
На чем бы я, действительно, хотел остановиться, так это ответить – «почему», и здесь закономерно переключиться с рассмотрения «того» и «этого» правительства на проблему Конституции.
В своем исследовании я остановился на рассмотрении 4 ключевых областей политики: проблемы бедности детей, здравоохранении, преступности и образовании, и, в целом – на неравенстве. Это оценка правительства по степени целесообразности экономической политики, проводившейся в благополучный период с 1997 по 2007 гг. Она основана на данных наиболее общедоступных и известных исследований И – итоги ее.
История занимательна.
Г-н Браун, премьер-министр, специалист в области бюджетирования: требуется больше средств – вложено - в 4 приоритетные области, больше общественных инвестиций - сделано, применены новые политические меры, и – снова ничего, или почти ничего в итоге.
Позвольте сказать несколько слов о проблеме бедности – ключевой политике г-на Брауна.
Вот картина происходившего.
Это – процент детей, живущих в семьях в условиях бедности. Но что в действительности показывает график – ничего! Я имею в виду, в принципе - ничего.
Каждый третий ребенок в Великобритании до сих пор остается живущим в бедности. Да, были какие – то сдвиги, больше - меньше, но в целом – ничего.
Из того, что, действительно, изменилось – уровень бедности вырос к 1994 г. – за 3 года до прихода к власти партии лейбористов. Затем, уровень начал приближаться к критической отметке – в это время к власти пришли новые лейбористы. И потом, после того как г-н Браун анонсировал налоговые скидки как новую меру по борьбе с детской бедностью, он снова возрос. Конечно же, должен был снизиться, но снова возрос.
Причиной этому было неравенство в обществе, оно усилилось, а политические меры, существовавшие на тот момент, были неспособны защитить детей от возраставшего внутреннего неравенства.
Это были 90-е гг., дети как были незащищены, так и до сих пор живут в описанных условиях.
Сфера преступности.
После новых финансовых вливаний, возраставший уровень преступности, снизился, а затем - стабилизировался.
Только в образовательной сфере был хоть какой-то успех. Какие здесь результаты – так это длительный период улучшения показателей в сфере образования, они были закреплены, этот период не прерывался, возможности не были упущены. Не сказать, чтобы уж большой успех, но и не провал.
Здесь – ввиду низкой цены самих финансов уровень снизился и – снова неравенство.
В конце концов, в политике ничего даром не проходит.
Общая цель борьбы с бедностью и озвучивание идеи социальной справедливости – ничего, абсолютно ничего.
Итак, почему?
А ответ очень сложен и парадоксален. Потому что было правительство, у которого все должно было получиться. У него было все – власть, деньги, чтобы работать с ними – для экономического роста, мандаты, признание, амбиции, активность, искренность – все.
Это было компетентное правительство.
Есть некоторая доля драматизма в греческом изречении: Бог дал дамам и господам нового лейбористского правительства все, о чем только можно было мечтать, и потом Бог отказал им в возможности воспользоваться полученными преимуществами.
Г-н Браун и г-н Кэмерон кричат друг на друга в Парламенте. Один говорит: «у нас получилось», другой говорит: «вы не компетентны».
Они оба не правы.
История новых лейбористов – это не история провального правительства в силу своей некомпетентности. Но это интригующая история правительства, которое провалило работу, не смотря на свою компетентность.
Правительство принимало решения в областях:
- касательно бедности – было вложено мало денег, было принято мало мер – это вовремя стало очевидным.
- здравоохранение (NHS – National Health System) – слишком много денег было вложено слишком быстро и с излишней политической неразворотливостью. В области здравоохранения и преступности превентивная политика был проигнорирована, все ресурсы были вложены в реактивные и контрольные меры. Итак, совершены политические ошибки, можно многому научиться.
Но и тут, оказывается, не все ясно, т.к. встает вопрос: почему компетентное правительство себя не оправдало, приняло не те меры?
Причины скрыты в системе управления и в Конституции.
Внимательно изучив политику правительства, как уже было рассмотрено, бросается в глаза, на сколько излишне централизованной является сегодня британская правительственная система. Все решения принимаются на Рон и Даунин стрит. Остальная часть страны – и Парламент в том числе – принимают решения сверху, скорее по команде, чем в сотрудничестве.
А отсутствие мобилизационной политики как таковой – целая легенда.
Население не было мобилизовано политически на борьбу с бедностью и выполнение своего долга - помочь детям. Работников сферы здравоохранения не поощряли, соседей не призывали бороться с антисоциальным поведением, людей не призывали заботиться о здоровье.
Правительство просто командовало и все держало под контролем. Новые лейбористы, не смотря на все досады и проволочки, не воспользовались лидерскими навыками, в особенности, в отношении остальной части правительства.
За последние 30 лет Британская Конституция подверглась значительным изменениям.
Г-н Блэр и г-н Браун унаследовали стратегию централизации в духе тэтчеризма. Если бы они покончили с этим наследием, у них все могло бы получиться. Тем не менее, они последовали данному курсу, объявив его официальным, и, таким образом, приговорив себя к еще большим проблемам, чем это было раньше. Если все лейбористское правительство с Божьей помощью и всей данной им властью в 1997 г. не смогло справиться со своими задачами, то никто не смог бы этого сделать.
А теперь позвольте в заключении вынести на повестку дня предложение профессора Рингена по Конституционной реформе:
Первое – восстановить палату общин как центр политической власти в Британской демократической системе.
Второе – перевоссоздать демократию на местном уровне, именно, перевоссоздать, т.к. в Британии нет как таковых объединений на местном уровне, которым можно было бы делегировать власть.
Третье – разобраться с финансированием политики и тем, как мы за нее платим.
Мой «рецепт» состоит в следующем:
- сделать все финансирование политической сферы общественным,
- запретить все пожертвования со стороны отдельных лиц, бизнеса и политических объединений,
- распределить общественные деньги как ваучеры электората, которые можно передать выбранной партии или выбросить.
Дамы и господа, на этой неделе в Вашингтоне президент Обама напомнил правительству об обязанности делать то, за что оно отвечает. Сегодня в Великобритании Конституция такова, что никакое правительство не в состоянии сделать то, за что избрано.
Перевод Натальи Чусовой
Источник: inimatic.blogspot.com